Для всего играющего мира обсуждение личности Питера Молинье
является обязательным пунктом программы при рецензировании его
очередного детища. Мол, разработчик-то он неплохой и даже местами
талантливый, да только не всем своим клятвам верен, любит многое
приукрасить и найдет сотни причин для невыполнения розданных обещаний.
Но самого важного у этого человека не отнять — он действительно
талантливый геймдизайнер. Как бы ни обвиняли его творения в излишней
упрощенности и порой даже придурковатости, мы все их проходим, делясь
друг с другом впечатлениями. Под данное описание просто идеально
подходит сериал Fable
— третья часть недавно на компьютеры подоспела. Владельцы Xbox 360
могли с ней познакомиться еще в конце прошлого года. А мы попытались
понять — нужны ли вообще подобные проекты на PC, или же им стоит
оставаться консольными эксклюзивами?
Старая сказка о главном
Вопрос,
конечно, поставлен несколько жестко. Но доля рациональности в нем
все-таки присутствует. Это начинаешь понимать, пройдя добрую половину Fable 3
(благо она совсем короткая). Сейчас мы изольем немного бальзама на души
тех, кто привык заскакивать в любые околоигровые темы наших блогов (или
в комментарии к публикуемым материалам) со словами, приблизительный
смысл которых, как правило, трактуется следующим образом: «PC-гейминг
навсегда! Консоли — зло и для тупых казуалов!» Вынуждены признать,
третья часть «Басни» Молинье после Dragon Age или The Witcher 2 воспринимается как утренняя прогулка с плеером по сравнению с настоящим олимпийским забегом на три километра.
Сам сериал Fable
у игроков изначально не ассоциировался с каким-то серьезным и
самодостаточным явлением. Скорее, это была пародия, искривленное и
упрощенное представление разработчиков о жанре и законах, по которым он
живет. Ролевая составляющая имела весомое значение только в первой
части. К третьей от нее, будем говорить прямо, решили избавиться совсем.
Lionhead Studios посчитала накопление опыта и слежение за состоянием полосок жизни и маны обременительным занятием. Авторы Fable 3
сделали главным само приключение и возможность постоянно совершать
выбор, который в дальнейшем самым прямым образом повлияет на здешний
мир. Проще говоря, эта игра больше не имеет права называться ролевой
(хотя бы в классическом понимании), но наивной и даже слегка
поучительной притчей быть способна.Нет, вы ничего такого не подумайте — нам действительно этого пьяницу в стрингах надо было раздеть. И ничего более! Стремление Молинье
избавиться от ненужной, по его мнению, жанровой шелухи понятно. Команда
попыталась преподнести некоторые принятые условности так, как до этого
мало кто делал. Навыки здесь хранятся в специальных сундуках. Для
открытия каждого из них необходимо потратить определенное количество так
называемых Печатей Гильдий. Награды зарабатываются потом и кровью.
Нужно или выполнять задания (неважно — основные или побочные), долго и
упорно общаться с простым людом (опять же, не имеет значения — в ладушки
играть или пускать газы в лицо, ага). Регулярно выходить на
профилактическое сокращение численности волков, разбойников и прочего
сброда, скопившегося в близлежащих лесах, тоже не помешает — за это
трофеи дают.
Собрали требуемое количество Печатей Гильдии — добро
пожаловать в особый «предбанник» с расставленными сундуками, который
тут именуется недвусмысленным «Путем к власти». Вместо копания в
интерфейсе и раскидывания параметров Молинье предложил уникальное и осязаемое для нашего героя действо. Покупка содержимого ларцов за Печати — это далеко не все.Мути бабло!Без денег в мире Fable 3
(как и в любом другом) не прожить. Поначалу будет довольно туго. Чтобы
хоть как-то сводить концы с концами и иметь постоянную возможность
расслабиться в кругу друзей, выпив по бутылочке пива в баре, придется
халтурить месильщиком теста, кузнецом или бардом. Во всех трех случаях
процесс состоит в том, чтобы вовремя нажимать одну из двух кнопок (позже
— одну из трех) на клавиатуре. Повысить уровень мастерства и,
соответственно, размер получаемого дохода можно благодаря все тем же
сундукам на «Пути к власти». Чернорабочим долго быть не заставят — в
игре дозволено скупить чуть ли не всю имеющуюся недвижимость (лавки и
жилые дома), а потом сдавать ее в аренду, что означает автоматический
заработок каждые пять минут. Больше приобретенных строений — больше
денег. Не забывайте регулярно чинить дома и постарайтесь к моменту
свержения диктатуры скопить побольше золота. Поверьте, оно очень
пригодится. Fable 3 может быть и такой. Вот
как, скажем, в RPG реализована возможность одевать персонажа в более
продвинутые с точки зрения защиты лохмотья? Есть «кукла» в инвентаре —
мы на нее нахлобучиваем самые подходящие доспехи, и все. В крайнем
случае условную проекцию героя можно повертеть в разные стороны. В Fable 3
вместо этого предлагают посетить собственный гардероб безо всяких
выходов в меню (единичное нажатие клавиши «Esc» в расчет не берем) или
призываний окошка инвентаря. Есть манекены-вешалки для нарядов и
париков. Захотели взглянуть на завоеванные трофеи или оценить размер
собственной казны — заходите в другую комнату и любуйтесь.
То же
самое справедливо и по отношению к оружию. Оно будет видоизменяться в
зависимости от характера деяний героя. Если он был добряком — молот и
винтовка засияют светло-голубым свечением. Убивали мирных граждан в их
собственных домах, вспарывали животы невинным и принимали дурные решения
— у оружия появится кроваво-красный ореол.
Магию сделали
натуральным читерством. Мана на заклинания не расходуется. Наиболее
предпочтительными из последних являются массово поражающие. Кроме того,
есть возможность плести свои «абракадабры» из предложенных и уже
доступных — составлять комбо сразу из нескольких заклятий. Да, о выборе.
Как
и прежде, в Альбионе можно быть положительным героем, который не прочь
перевести бабушку-другую через дорогу, эскортировать заблудившихся
внучат и детей к их забывчивым дедушкам и мамам и раздать из
собственного кармана последние золотые нищим. Иногда, знаете ли, хочется
прослыть благородным воином с невидимыми крыльями за спиной, которому
все встречные будут улыбаться. Но никто не запрещает принять и темную
сторону.
Быть плохишом в мире Fable
стало немного веселее. Это все благодаря появившейся возможности стать
уважаемым монархом где-то ближе к концу основной истории. Мы еще о
политике замолвим слово, а теперь для ясности картины с сюжетом
разберемся.С верным псом поиск сундуков, набитых полезным хламом, — сущее удовольствие. Черное и белое
В
третий раз слушать сказочку про взросление маленького героя, которому
на пути снова подвернутся хоббы, девушки легкого поведения (ну, это
когда он подрастет немного), бары и удивительные приключения с драками и
убиванием нехорошего дяди в конце мы бы уже не смогли. А тут еще
доставшийся от Fable 2 движок… Неужели все изменения заключались бы только в тотальном упрощении геймплея? Lionhead Studios
здраво рассудила, что на этот раз для привлечения заслуженного внимания
игроков необходимо забить на кое-какие привычные каноны серии.
Изначально
герой у нас теперь не маленький. А вполне самостоятельный юноша (или
девушка). Злой старший брат Логан довел королевство до невообразимого
упадка — целые кварталы городов в запустении, налоги беспощадно высокие,
рабочий день длится чуть ли не сутки, а пахать за станком заставляют
даже детей. Уже в начале истории коварный родственник дает нам непростой
выбор: убить любимого человека или кучку мирных жителей. Тем самым
авторы сразу попытались задать тон игре. Пусть она вся такая
карамельная, напудренная и про сверхудачливого королевского отпрыска, но
и взрослые темы для размышления исправно предлагает. Хоть и далеко не
самыми серьезными методами.
Нам следует заручиться поддержкой
всех регионов Альбиона, раздать обещания лучшей жизни, помочь нищим и
устроить восстание против зажравшегося братца. На определенном этапе
придется заправлять и политическими делами. И вот здесь знаменитая
возможность выбора между хорошим и плохим, которую Молинье
бессовестно эксплуатирует уже очень давно, открывается под неприлично
приятным углом. Одно дело — решать судьбу несчастного верзилы-разбойника
и совсем другое — целого региона. Так, тирану и деспоту дадут осушить
болото (локация навсегда изменяет свой облик), превратить детский дом в
публичный — натурально с блекджеком и шлюхами. А еще можно повысить и
без того астрономические налоги, ввести «сухой закон», наплевать на все
данные обещания, разразиться устрашающим хохотом и улечься на казенном
золоте в хранилище, предварительно заботливо переправив большую его
часть в собственный карман.«Ой, от вашего салатика так себе самочувствие. И в глазах все плывет!» Все как в сказкеСледить
за основной историей, невзирая на дикие условности, интересно.
Встречаются действительно крутые уровни с заданиями вроде поисков
пропавших без вести в пустыне или участия в карнавале-вакханалии в
покоях местного психопата. Но второстепенным квестам тоже есть чем
потешить неискушенного зрителя. Ведь не забывайте — мы имеем дело с Fable 3,
в которой разработчики не прочь подурачиться и разбавить даже самую
суровую сцену аляповатым и гомерически смешным диалогом. Мы для вас
отобрали три просто отличнейших задания, о которых нужно обязательно
рассказать. Но поверьте, интересных миссий в игре намного больше. 1. «Опасные гастроли».
Герой принимает участие в постановке пьесы, которую сочинил обезумевший
автор. Масса живых и попросту веселых диалогов, возможность переписать
произведение по личному усмотрению и танец в костюме петуха прилагаются. 2. «Кстати о петухах».
В деревне Яснодол рассеянный крестьянин предложит вам отыскать
пропавших куриц. Но, по его словам, обычное «Цыпа-цыпа!» для подзывания
птичек не годится. Нужно облачиться в костюм огромного цыпленка,
втереться в доверие к блудным созданиям и повести их за собой к хозяину.
В награду курицы будут петь вам свои строевые песни. 3. «Настольная игра».
Представьте странную вариацию Magic: The Gathering, в которой наш
протагонист, уменьшенный силами трех задротов в балахонах, принимает
непосредственное участие. В комплекте: персонажи в виде карточек,
озвученные все теми же монахами, полная неопределенность и импровизация
создателей и финальный, убивающий наповал своей непредсказуемостью
диалог. Потанцуем еще, да? Этап управления государством — пожалуй, единственный период в Fable 3,
когда путь отступника дается меньшей кровью, нежели следование
наивысшим моральным идеалам и ценностям. Действительно, по приходе к
власти в казне ну совсем уж смехотворная сумма. Для исправления даже
половины всех бед, сотворенных бесхозяйственным братцем, надо регулярно
пополнять золотые запасы из личного загашника. Ну как тут не стать
алчным подонком?
А в остальное время наши дурные намерения с
занудством классного руководителя-девственника порицают. И навязчиво
пытаются склонить к Добру. «Нагрубил придворным поварам и
посудомойщикам? Ай, как нехорошо! Можно же было просто в лобик каждого
поцеловать!» — тычут в нас пальцами сценаристы.
Разработчикам
игры так и хочется сказать: «Дайте же вы мне, наконец, спокойно стать
беспощадным властителем мира, чтобы придумывать для простого люда все
новые изощренные испытания — для услады моей черной душе!»
Разумеется, это далеко не главная беда Fable 3. Lionhead Studios
затронула слишком серьезные темы в своем произведении: предательство,
заговор, измена, государственный переворот, экономические проблемы,
эксплуатация детей, ущемление прав и свобод граждан, геноцид и даже
угроза экологической катастрофы. А вот пытается рассказать обо всем этом
в своей излюбленной придурковатой манере. Главный герой, только что
восстановивший из руин целую деревушку в пустыне и скупивший половину
недвижимости Альбиона, щеголяет в костюме петуха. Или, простите, пердит
под нос неизвестному поклоннику, а после вульгарно дрыгает промежностью
перед собственным ребенком…В одном из заданий мы помогаем призракам устроить призрачную вечеринку. Как мило. *** Fable 3
состоит из противоречащих друг другу вещей, она наполнена странными
глупостями и потому не может быть поучительной басней-сказкой. Это,
скорее, просто немного похабная, но увлекательная байка. В детали
довольно неплохого сюжета не хочется вникать, так как попросту не веришь
в него. Ну какие тут могут быть драма и горечь от временных поражений,
если герой-женщина бегает с прилепленной козлиной бородкой, блюет в
подворотнях и отстреливает матерящихся гномов? Тем не менее таланту и
прозорливости дядюшки Молинье остается только позавидовать — во все это форменное безобразие снова интересно играть.
Плюсы:
много интересных побочных квестов; местами интригующий сюжет;
последствия принятых решений во время правления страной наиболее
очевидны; интересные основные персонажи. Минусы: примитивная экономика; графика не как в Crysis так себе; надоедливое разделение решений на очевидно хорошие и плохие; финальная битва не впечатляет.
|